У летчиков есть хорошая традиция: желать друг другу, чтобы количество взлетов всегда строго соответствовало количеству посадок. У Александра Болонкина со взлетом все было нормально: паренек с Северного Урала, увлекшийся с детства авиацией, поднялся до самых больших вершин в науке, стал доктором наук, одним из творцов ракетной техники. А вот с посадками ему не повезло: их было много, даже с очень большим перебором для одного человека. Сажали его трижды и не на посадоч-ную полосу. 15 лет жизни отданы тюрьмам и ссылкам только за то, что умеет человек думать не по заданной программе... Хотя и программист, кибернетик.
Самолеты учат летать не летчики-испытатели, а математики. В этом Саша Болонкин убедился еще в школе, когда конструировал авиамодели. Машина может быть самой красивой, но никогда не полетит, если не рассчитать ее в соответствии с законами природы. Он оживлял свои модели, эти маленькие летательные аппараты точными цифрами, алгеброй проверял гармонию. Но и некрасивая машина не полетит, поскольку красота — это и есть целесообразность. Знаю это по собственным наблюдениям: пока родители отсиживались на сталинских "курортах", был воспитанником авиаполка, рос среди летчиков и самолетов и каким-то шестым чувством научился предугадывать летные происшествия: с самолетом, который, по моему детскому восприятию, казался "не того", обычно что-то случалось. Они всегда казались мне живыми, эти спящие на земле рыбины. Мог рассматривать их часами. А вот Саша Болонкин их строил из бальзы, фанеры и клея. Они у него не только летали, но и устанавливали всесоюзные рекорды, а одна модель побила мировое достижение.
Через малую авиацию начинали свой путь акаде-мик Сергей Королев, король летчиков-испытателей Сергей Анохин, сотни тех, кто мечтал оторваться от земли, от обыденности...
Судьба Болонкина складывалась безоблачно и ярко, но не сама по себе, а в результате одержимого усердия и богом данного таланта. Хороших оценок в школе и в Казанском авиационном институте он попросту не знал — только отличные. И прямо со студенческой скамьи в качестве ведущего инженера попал в конструкторское бюро самого О. К. Антонова — творца самых надежных советских самолетов. От "Аннуш-ки" до "Антея" — таков диапазон творчества молодо-го математика-расчетчика сложнейших авиационных систем, Блестяще защищена кандидатская диссер-тация, и его приглашают для разработки ракетной техники в опытно-конструкторском бюро ракетных двигателей академика В.П. Глушко. Это в Химках, под Москвой. Он стал начальником отдела надеж-ности.
Помните, какой подъем царил в Москве в день полета Гагарина! Казалось, весь город вышел на Красную площадь под самодельными восторженными и искренними транспорантами: "Все в космос!" А последующие полеты космонавтов сопровождались газетными стихами Евтушенко: "Снова космос говорит по-русски". Глубокой тайной были окружены имена творцов космического чуда. Среди них был и он. Болонкин тогда имел допуск, который звучал так:
"Особо секретно. Государственной важности". К тому времени на его счету было уже несколько изобретений. Его ракеты летали по космическим орбитам.
Только мало кто знает, что уже в середине шестидесятых годов неудачных запусков тоже хватало. Пропаганда твердила, что "родина Октября" далеко оставила позади Америку, но только ракетчики знали истинное положение дел. Непосредственный начальник Болонкина В. Соловьев иронизировал в те дни, что стартовая площадка американцев несколько не та. Тогда пели: "Мы Америку догнали по надою моло-ка, а по мясу не догнали: хрен сломался у быка". Грубо, зато весело и озорно. "Проколы", связанные с гибелью людей и их..самочувствием, не афишировались. Народу внушалось, что социализм стал стартовой площадкой для штурма космоса, а вот капитализм терпит поражение за поражением.
Между тем аварии на Бойконуре следовали одна за другой. Не обо всех знал Болонкин. Ему положено было знать лишь о тех, причиной которых служили двигатели.
Партийные вожди очень любили приурочивать очередную победу в космосе к дате, съезду, пролетарскому празднику. Поэтому на конструкторов дави-ли и "партийной дисциплиной" и "важностью понимания момента" и прочими средствами. Характерный анекдот той поры: жена пришла к секретарю райкома с жалобой, что муж ее игнорирует как женщину. Секретарь вызвал провинившегося и без обиняков спросил, почему тот не спит с женой. "Я импотент", — робко оправдывался партиец. "Ты прежде всего ком-мунист!" — грозно ответствовал секретарь. Так было и в космической гонке с капитализмом. Готова или не готова ракета к старту, а конструктор знал, что он прежде всего коммунист. Из-за того, что Брежневу захотелось блеснуть космическим полетом к 1 Мая, погиб космонавт Владимир Комаров.
Корабль не был готов к полету. Но руководящие звонки и приказы лавиной обрушились на главного конструктора Василия Мишина. В отличие от Королева, он устоять не смог. Лететь должен был космонавт, который заболел, после того как узнал обо всех неполадках. Уговорили Владимира Комарова, который уже побывал в космосе. Корабль вышел на орбиту, но вскоре на земле услышали слова космонавта: "Дьявольская машина. Ничего не поддается управлению". Находясь на орбите, Комаров понял, что обречен. Земля бесстрастно записала его прощальные разго-воры с женой, друзьями, Косыгиным, его непечатные высказывания. Он осознавал, что жизнь его принесе-на в жертву не науке, а амбициям безмозглых политиков, идеологов "самого справедливого строя на зем-ле". 24 апреля 1967 года произошла трагедия в кос-мосе: «Союз-1» и его пилот погибли.
18 марта 1965 года едва не погиб при выходе в открытый космос Алексей Леонов, А. Николаев и В. Се-востьянов в ходе 17-суточного полета (апрелЫ970 г.) теряли сознание. 30 июня погиб экипаж «Союза-11» (Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев). Они задохнулись в спускаемом аппарате. Разгерметизировалась кабина «Союза-15", который пилотировали Л. Демин и Г. Сарафанов. Космонавты не успели даже сообщить об этом на землю, они бросились в спускаемый аппарат и включили систему аварийной посадки. Космонавты чудом спаслись. Во время старта В. Лазарева и О. Макарова взорвалась ракета. Их спасла аварийная система. 11 часов спасатели вели борьбу за жизнь космонавтов В. Рождественского и В. Зудова, оказавшихся при аварийной посадке в воде покрытого льдом озера. Их вытащили, когда они уже задыхались. У «Союза-33» взорвался основной двигатель космического корабля...
В бессознательном состоянии, пилотируемая кораблем, летала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, еще одна женщина-космонавт погибла... О космонавтах, погибших в космосе и на земле, о космических катастрофах Александр Болонкин впоследствии напишет большую статью «Погиб-шие в космосе», которая будет опубликована в рос-сийской печати...
Но это произошло уже после краха коммунистического режима, А пока космические корабли взлетали на новые орбиты, космос снова говорил по-русски, а по радио знаменитые певцы внушали советским людям, что "до самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко". Помнится анекдот тех дней. Голос Левитана сообщил, что такого-то числа на орбиту запущен космический корабль, пилотируемый космонавтом №13 Хаймовичем Абрамом Израилевичем. Пролетая над территорией Советского Союза, 'Космонавт радировал: "Впервые в жизни чувствую себя нормально!" В условиях тотальной несвободы советские люди полагали, что где-где, а в космосе, оторвавшись от материка вселенской лжи, можно себя чувствовать нормально. Как бы не так.
Мне, работавшему в то время в военно-политической редакции, приходилось встречаться со многими космонавтами, в частности, с Гагариным, Титовым, Поповичем, Беляевым, Хруновым, Климуком, Леоновым и даже с Владимиром Ильюшиным, который космонавтом официально не числился, но его собирали по кусочкам именно после космического полета. В Звездном ли городке или в неофициальной обстановке, когда прогуливались по лесу под Калугой или закусывали ухой, всегда наступала такая минута, когда космонавты мысленно поднимали тост за тех, кого уже нет. Они не имели права называть имен, но то, что их друзья гибли, сомнений не было. Я не имел права "задавать глупые вопросы", но когда спрашивал по отдельности каждого о самой страшной минуте в жизни, ответы всех были однозначны: гибель друзей. "Космос, говорящий по-русски", о многом вынужден был молчать. Позволялось лишь безудержное восхваление системы, а за ней — ложь, ложь, ложь. Я был хорошо знаком с космонавтом Климуком, его матерью Марфой Павловной, сестрой, братом, друзьями по полесской деревне Комаровке, в, Беловежскую пущу не раз выезжали отдохнуть. Там можно было говорить обо всем, потому что Петр Ильич не был еще генералом и политическим начальником отряда космонавтов. Там однажды я прочитал стихи, которые потом Климук вспомнил у себя в гараже в Звездном, где показывал мне свое столярное мастерство. Случайно заглянул Алексей Леонов. В одном из ящиков мастерски сделанного стеллажа Петр нашел "космическую" закуску и все, что к ней ' полагается. Выпили, и он попросил: прочитай то, что в пуще у костра. Я удивился, что он запомнил это.